Размышления после Форума.
Мы утратили советский опыт создания комплексных, детальных, взаимоувязанных отраслевых стратегий. Особенно заметно это в таких технологически сложных секторах, как микро- и оптоэлектроника
В начале октября прошел ставший уже традиционным российский форум «Микроэлектроника». На нем присутствовали высокие правительственные чиновники и были широко представлены компании отрасли. Но, возможно, главное, что вызывало интерес участников форума, — известие о том, что правительство будто бы собирается представить обновленную концепцию развития российской микроэлектроники. Этого не произошло. Но, хотя новая стратегия и не была представлена, определенные уточнения действующей стратегии содержались в новых оценках рынков, в целевых показателях и в объемах государственного финансирования. Цели стали более амбициозными. Если раньше планировали рост производства в два-три раза за десять лет, то сейчас — в десять раз за восемь лет. Значительно вырос объем государственного финансирования. До 2020 года он составлял около 10 миллиардов рублей в год, в 2022 году он должен превысить 140 миллиардов, а с 2023-го будет значительно превышать 200 миллиардов рублей в год. Гораздо больше, чем раньше, внимания было уделено развитию материалов и технологического оборудования. Доля российского технологического оборудования и материалов для производства электроники должна составить в 2030 году 70 процентов по номенклатуре.
По итогам презентации планов отрасли заместителю министра промышленности и торговли Василию Шпаку был задан вопрос: была ли проведена работа над ошибками предыдущих стратегий и планов, почему не удалось достичь ранее поставленных целей? Прямо скажем, полученный ответ удивил многих участников форума. По мнению Шпака, это произошло, потому что участники отрасли не верили в цели, в возможности перехода на российскую микроэлектронику и российские материалы. Хотя, скорее, этот ответ говорит о неготовности руководства отрасли признать необходимость изменений в собственных подходах к ее развитию и управлению ею.
СТРАТЕГИЯ, КОТОРУЮ НЕВОЗМОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ
Впрочем, особых надежд на новую стратегию в отрасли и не возлагали. За последние годы и даже десятилетия варианты стратегии разрабатывались уже несколько раз, но только в 2020 году она наконец была принята. Первый вариант стратегии Министерства промышленности, разработанный Strategy Partners Group и представленный в 2014 году, так и не был согласован и не увидел свет. Следующий вариант разрабатывал по поручению министерства головной институт отрасли ЦНИИ «Электроника», но и он не был утвержден. Наконец, в этот процесс вмешался президент, который 21 июня 2019 года издал поручение по развитию электронной промышленности. Одной из основных задач была разработка отраслевой стратегии. К контрольному сроку, установленному поручением президента, стратегия представляла собой компиляцию разрозненных и разноуровневых предложений, и в этом виде она была утверждена 17 января 2020 года. Более того, стратегия содержала пункты, реализовать которые в сложившихся условиях было принципиально невозможно. Например, пункт о том, что «предусматривается: создать кремниевые фабрики, работающие в режиме “фаундри” для выпуска цифровых интегральных микросхем с топологическими нормами 28 нм, 14‒12 нм, 7‒5 нм». Прямо скажем, обрисованные перспективы развития отрасли пока выглядят фантастическими.
МИКРОЭЛЕКТРОНИКА НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ
Председатель правительства Михаил Мишустин провел Технологическую сессию по электронике, на которой сказал, что важнейшим направлением обеспечения технологического суверенитета является развитие электроники.
Более того, даже выборы президента Академии наук фактически прошли, можно сказать, под лозунгом «Избрать президентом специалиста по микроэлектронике» именно потому, что развитие микроэлектроники — важнейшая государственная задача, к решению которой должна присоединиться и Академия. Новый президент РАН Геннадий Красников в своей программе предложил — как самую перспективную форму интеграции академической, прикладной, вузовской науки и высокотехнологичного бизнеса — консорциумы в составе академических и прикладных НИИ, вузов, бизнес-структур, а также инновационные предприятия, основанные на разработках академических институтов. И привел в качестве примера консорциум «Перспективные материалы и элементная база информационных и вычислительных систем», созданный в целях объединения усилий научно-производственных и научных организаций в области микро- и наноэлектроники. Подобные консорциумы в чем-то напоминают научно-производственные объединения (НПО), создававшиеся в 1970-е годы в Советском Союзе и включавшие в себя отраслевой НИИ и связанные с ним заводы.
НЕМНОГО О СОВЕТСКОМ ОПЫТЕ
Применительно к теме, с которой мы начали, стратегии развития микроэлектроники, интересна структура советской стратегии, в начале которой была сформулирована цель, на достижение которой направлена стратегия. Причем цель действительно стратегическая. После чего поставленная цель разбивалась на ключевые задачи, которые надо решить, чтобы достигнуть этой цели. И эти задачи, были сформулированы предельно конкретно. Их решение поручалось соответствующим министерствам и ведомствам. На следующем уровне — министерств — ключевые задачи разбивались на крупные подзадачи, указывалось, что должно быть построено, спроектировано, разработано и так далее с привязкой к соответствующим главкам министерств. А на следующем уровне эти подзадачи уже разбивались на конкретные ОКРы, НИРы, проектные работы, стройки и т. д. с привязкой к конкретным исполнителям — НИИ, заводам, проектным институтам, строительным организациям со сроками выполнения. И только такой подход может считаться действительно ответственным.
Необходимо отметить основные черты: комплексность, всеохватность, детальность, доходящая до последнего винтика, и внутренняя связность, когда каждый пункт стратегии вытекает из предшествующих и доводится до уровня конкретных исполнителей.
Конечно, советский опыт с его директивным планированием сейчас не повторить. Но никакого другого пути создания и сейчас в России новой микроэлектроники нет, кроме такого — комплексного и всеохватывающего, с четким определением общей цели, разбиением ее на конкретные задачи и доведения этих планов до конкретных исполнителей. И нас не должно смущать, что многие предприятия и компании теперь частные. Частники тоже любят четкие цели и планы, которые гарантируют им долговременную загруженность.
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАШИМ ВРЕМЕНАМ
Как мы сказали, участники форума «Микроэлектроника» так и не дождались презентации обновленной стратегии развития отрасли. Всего в отрасли около 15 основных технологических направлений. Пять направлений цифровой электроники по типам и назначению программно-аппаратных платформ. Другие направления проектирования: СВЧ и радиоэлектроника, силовая электроника, оптоэлектроника и фотоника. В производстве необходимо выделить — кремниевые и некремниевые полупроводниковые производства, производство пассивных и электромеханических компонентов, производство печатных плат и электронных модулей.
В каждом направлении будет от пяти до десяти крупных проектов технологического развития с участием многих компаний отрасли и привлечением значительных внешних инвестиций, где это необходимо. Всего несколько десятков проектов будут составлять стратегию технологического развития и, соответственно, инвестиционную стратегию. Это можно назвать технологической стратегией.
Инвестиционная стратегия должна вырастать из технологической: решения, заложенные в технологической стратегии, должны проходить отбор инвестициями крупных заказчиков и собственными инвестициями компаний отрасли. Когда задачи подтверждены деньгами профессиональных участников рынка, к финансированию проектов присоединятся крупные частные инвестиционные фонды, сначала российские, затем зарубежные. После вовлечения крупных частных инвесторов через них и при их поддержке можно будет привлекать государственное бюджетное финансирование в объемах, которые позволят вывести проекты на необходимый для конкурентоспособности масштаб. Государству нужно участвовать в первую очередь в проектах по созданию платформенных решений, рассчитанных на глобальный рынок; кроме того, необходимо привлекать в них инвестиции многих стран. Портфель инвестиционной стратегии будет содержать всего несколько десятков ключевых проектов, каждый масштабом как минимум в десятки миллиардов рублей инвестиций. На наш взгляд, выстроенная таким образом стратегия отрасли будет опираться и на те принципы построения советских стратегий, которые были столь эффективными.
Источник : ссылка на сайт