Как быть красивым
Накануне любимых народом «гендерных» весенних праздников – мужского 23 февраля и женского 8 марта мы обратились к вечной теме – красоте. Ученые из НИУ ВШЭ вместе с коллегами из разных стран провели крупнейшее межкультурное исследование, посвященное внешности.
Результаты работы опубликованы в журнале Evolution and Human Behavior. Человек всегда стремился к красоте. Испокон веков люди прикладывали немало усилий, стараясь выглядеть как можно лучше. Даже первые представители вида Homo sapiens наносили пигмент, чтобы украсить свое тело, а в древних цивилизациях люди активно использовали различные косметические средства, носили нарядную одежду и украшения. Некоторые исследователи полагают, что привычку прихорашиваться мы унаследовали от наших предков гоминидов, ведь и сейчас многим человекообразным обезьянам свойственно тщательно себя вычесывать.
Что же именно заставляет человека следить за своей внешностью? С точки зрения эволюционной теории нами руководит стремление найти партнера для рождения здорового потомства: красота — признак здоровья и хорошей наследственности, поэтому внешность становится одним из главных критериев выбора. При этом предполагается, что женщины уделяют своей внешности больше времени, чем мужчины, а тщательнее всего за собой следят молодые незамужние девушки. Но все оказалось не так просто.
Желание быть красивым может зависеть от социокультурных особенностей: гендерное неравенство, культура индивидуализма. Масс-медиа и социальные сети заставляют людей больше времени уделять красоте.
Международный коллектив ученых с участием исследователей из НИУ ВШЭ проверил вышеперечисленные теории и выяснил, какие факторы оказывают наибольшее влияние на стремление человека обрести красивую внешность. Авторы опросили более 93 тысяч человек из 93 стран и узнали, сколько времени в день у них уходит на заботу о собственной красоте. На сегодняшний день это самое крупное исследование в области эволюционной психологии. В том числе много участников из неиндустриальных стран, по которым у ученых раньше не было данных.
Результаты опроса показали, что мужчины и женщины заботятся о внешности почти в равной степени: и те и другие тратят на наведение красоты около 4 часов в день. В эти часы входит не только макияж, прическа и выбор наряда, но и занятия спортом, правильное питание, личная гигиена, если цель этих мероприятий — именно красота, а не польза для здоровья, например. Кроме того, оказалось, что люди старшего возраста уделяют почти так же много внимания внешности, как и молодые. Те, кто только вступает в романтические отношения, больше времени уделяют внешности по сравнению с теми, кто женат или уже давно встречается с партнером.
Женщины из стран с гендерным неравенством заботятся о внешности больше, чем женщины из стран, где мужчины и женщины выступают на равных; то же самое происходит в странах и культурах, где господствует традиционное представление о женщине как о хранительнице домашнего очага. Индивидуалистические культуры, где важны достижения и достоинства отдельного человека, а не группы, больше подталкивают людей уделять внимание своей внешности, нежели культуры коллективистские.
Но самое сильное влияние на желание хорошо выглядеть оказывают социальные сети. Активные пользователи соцсетей гораздо больше времени тратят на свою внешность, чем те, кто их не использует. Люди стремятся к недостижимым идеалам красоты из интернета и переживают, если их фотографии набирают недостаточное количество лайков.