Ученые узнали, когда возник самый романтичный обычай

В преддверии любимых народом «гендерных» праздников – 23 февраля и 8 марта, мы по традиции продолжаем публикацию материалов, не относящихся к вопросам ИК-фотосенсорики, но интересных нашим читателям. Например, долгое время считалось, что романтический поцелуй изобрели в Индии за 1500 лет до нашей эры. Однако, судя по недавним исследованиям, эта традиция на тысячу лет древнее.

Многие животные и птицы обмениваются прикосновениями, похожими на поцелуй. Яркий пример — луговые собачки, обитающие в прериях Северной Америки. Так они укрепляют социальные связи в своей группе.

Утверждают, что поцелуй универсален. Его использует 90 процентов населения планеты, уточняют ученые из университетов Невады и Индианы в США. Они провели обширное кросс-культурное исследование среди 168 народов по всему миру и выяснили, что только у 77 из них принято намеренно прикасаться губами к губам партнера во время любовных утех. Племена из Сахары, лесов Амазонки и Новой Гвинеи не знают о любовном поцелуе. Тогда как среди циркумполярных народов Арктики он распространен повсеместно. Популярность поцелуя в западных обществах навела авторов работы на мысль, что это какая-то особая культурная адаптация.

Об эволюционной пользе поцелуя также нет единого мнения. По одной из гипотез, губы и язык выступают как химические сенсоры, которые помогают правильно выбрать партнера. В генетическом материале, выделенном из зубов неандертальца, пролежавшего

в пещере на севере Испании 48 тысяч лет, ученые обнаружили ДНК бактерии Methanobrevibacter oralis. Сейчас в популяции циркулирует другая линия этих патогенов, отделившаяся от неандертальской сотню тысяч лет назад. Не исключено, предположили авторы работы, что в те времена оба вида Homo часто целовались.

Упоминания о поцелуях встречаются в письменных свидетельствах возрастом 2500 лет до нашей эры. К таким выводам пришли ученые из университетов Копенгагена и Оксфорда. Они изучили клинописные таблички из Месопотамии — сейчас это территория Ирака и Сирии.

В самых ранних шумерских текстах поцелуй в губы описывают как эротический акт. Даже в повседневной переписке встречались строки о поцелуях. Два текста, написанные 1800 лет до нашей эры, — особенно откровенные. В одном замужняя дама смущена из-за того, что ее поцеловал чужой мужчина, в другом молодая женщина клянется избегать домогательств некоего человека.

Раньше считалось, что романтический поцелуй впервые описан в индийских Ведах примерно за 1500 лет до нашей эры. Однако, как выяснилось, он на тысячу лет древнее и уже тогда был делом вполне обычным.

Пока упоминания о любовном поцелуе обнаружили только в письменных источниках сложноустроенных иерархических обществ. Ученые полагают, что этот обычай широко известен с доисторических времен и возникал много раз независимо у разных народов. Об этом говорят исследования эволюции вируса простого герпеса 1 (HSV-1) в бронзовом веке. Этот патоген передается через поцелуй. Большой коллектив европейских ученых показал, что одна из линий HSV-1 быстро разошлась по миру благодаря миграции народов и внедрению в местные культуры привычки целоваться.

В последнее время специалисты внимательно изучают все, что влияет на романтические отношения. Так, например, оксфордские ученые опросили более 900 человек о роли поцелуя в сексе и жизни. Как оказалось, женщины ценят его выше, чем мужчины. Те, кто предпочитает случайные встречи, также ценят его высоко. Возможно, рассуждают авторы, это связано с более тщательным выбором партнера — ведь поцелуй помогает опосредованно проверить качество его генов.

Ученые из Университета Бригама Янга в США провели опрос 878 волонтеров через платформу Lucid Marketplace. В исследовании участвовало примерно равное количество женщин и мужчин, 75 процентов состояли в браке.

Ученые из Финляндии и Швеции решили понаблюдать за добровольцами в домашней обстановке, чтобы узнать, по какому поводу и как они целуются. Для этого установили

видеокамеры у 11 пар и записывали их в течение недели по десять-двадцать часов. Оказалось, что поцелуй — не просто касание губами губ или щеки. Это результат совместного действия, движений, жестов, звуков, мимики.

Ученые Астрона также приняли активное участие в исследовании. «Главное – добавляют эксперты от Астрона – от чего зависит удовлетворенность поцелуем, — эмоциональная связь и взаимные чувства. Проще говоря, счастливые пары целуются чаще».